Хроники берлинской истории

КОРОЛЬ И ШУТЫ


Король Фридрих Вильгельм Первый как-то незаслуженно обойден всеобщим вниманием.
Конечно, хам он был изрядный. Драчун, науконенавистник и мундиропоклонник. Прозвище имел - "король солдат". Весь Берлин превратил в одну огромную казарму. Гуляя по городу палкой избивал прохожих, так как считал, что это - бездельники. Сына в крепость заточил. Академию наук разогнал.

Науку король-солдат не любил, но начальное образование всячески поддерживал

Госбюджет тратил на армию и так называемую "гвардию длинных парней" (die lange Kerls). В эти "длинные парни" брали солдат ростом не ниже 1,90 м. По всей Европе прусские вербовщики этих мужичков баскетбольного роста собирали, покупали, воровали и выменивали. Правители других стран в знак большого расположения к королю-солдату дарили ему высоких гвардейцев. Наш Петр Первый также 400 человек пожаловал прусскому королю.  У Петра Алексеевича это тогда называлось - "послать в услужение в пруссы". В ответ, правда, Петр получил Янтарную комнату, но не оценил подарок. Пылилась эта Янтарная комната лет двадцать на складах.

Lange Kerls (длинные парни)

Но вернемся к нашему герою, королю-содату. Было у него два шута. Король их называл просто - Барон и Профессор.

Как правильно обращаться с шутами Фридрих Вильгельм подсмотрел у своего кумира, у вышеупомянутого русского царя Петра.
Петр еще в те времена, когда наш король-солдат был неразумным дитятей, приезжал инкогнито в Берлин и наделал здесь много шуму. Во-первых, трезвым он не появлялся нигде. Видимо, это было делом принципа. А во-вторых, в историю вошел его какой-то маниакально-агрессивный интерес к придворным дамам. То самое, что сегодня называют харрасментом. Правда, в отличие от  кинопродюссера Харви Ванштейна, царю все сошло с рук.
В составе делегации, прибывшей с русским царем был также поп, который на деле оказался шутом. Петр сначала у него брал благословение, целовал руку, "отче наш, ежи еси..." и все такое. А затем разбивал ему в кровь нос и вываливал ему на голову объедки со стола. Такой у нашего Петра Алексеевича юмор был - незамысловатый и понятный. Камергер фон Пельниц, супруг одной из фрейлин, оставил на этот счет подробные мемуары, оттого и все подробности царского веселья дошли до наших дней. Увидев тогда сей "камеди клаб", маленький крон-принц Фридрих Вильгельм стал мечтать о собственных шутах. Он тоже любил юмор прямой и наглядный - парик кому-то поджечь или в пруд с моста сбросить...

Шуты на королевских ассамблеях

Барон и Профессор (в миру Гундлинг и Фассман) раньше были учеными. Наш герой науки ненавидел, а потому нашел этим ученым другое применение.
Любимым развлечением короля и его свиты были драки между Бароном и Профессором. Драка заканчивалась тем, что Профессор снимал с Барона штаны и прижигал ему зад раскаленной сковородкой. Барону вообще как-то больше всех доставалось. Его и к медведю в койку подкладывали, и лед им зимой в реке пробивали, а когда Барон умер в возрасте 58 лет, похоронили его в бочке. Погребальную речь читал Профессор - "здесь закопана свинья с головою человека..."

В общем, веселый малый был этот король-солдат...

2020-02-13 14:19 Курфюрсты и короли