Хроники берлинской истории

ЕВРЕЙ ЗЮСС

ЕВРЕЙ ЗЮСС

Наконец-то посмотрел знаменитого “Еврея Зюсса” (1940) режиссера Файта Харлана.

Первое. Харлан - это Спилберг Третьего рейха. "Еврей Зюсс" - это зрелищное и хорошо сделанное кино. Именно поэтому в наши дни фильм запрещен к публичной демонстрации во многих странах мира, включая Германию - мол, кино-то сильное, а идея его чудовищна, и слабые умом, духом и убеждениями могут не устоять. Даже сегодня персонажи и диалоги не выглядят ходульными и фальшивыми.

“Еврей Зюсс” - это абсолютно массовый мейнстримовый фильм, и надо сказать, он держит, не отпускает несколько дней.

В фильме занято целое созвездие актеров первой величины - Фердинанд Мариан (“Туннель”, “Хабанера”, “Дядюшка Крюгер”, “Мюнхаузен”), Генрих Георге (“Метрополис”, “Дева Жанна”, “Кольберг”), Кристина Зёдербаум (“Иммензее”, “Жертвенный путь”, “Великий король”, “Золотой город”, “Кольберг”), Вернер Краус (“Кабинет Доктора Калигари”, “Парацельс”)

Второе. Антисемитский ли этот фильм? Еще какой. Евреи здесь не просто фатальные носители зла и несчастий. Харлан показывает, что некоторые из них могут быть обаятельными, и даже выглядеть, ну просто совсем, как немцы. Но цели у них одни - погубить страну и немецкий народ. Чем плохи евреи, Харлан даже не пытается объяснить. Евреи в фильме - понятие мистическое, это как демоны. Завещано предками - нельзя, значит нельзя. Хотите попробовать - получайте Зюсса. Евреев в фильме ненавидят только за то, что они евреи. “Это лучший фильм, который мы могли пожелать” - напишет в дневнике Геббельс, категорически запрещавший где бы то ни было публично называть “Еврея Зюсса” антисемитским.

Итак, про что кино? Далее спойлер.

1733 год. Герцогство Вюртемберг на юге Германии. На престол заступает новый герцог - 49-летний Карл Александр. В прошлом бравый вояка, сегодня престарелый толстяк, ловелас, любитель молоденьких фрейлин, роскоши и балета. Хам, драчун, самодур. То есть - говорит нам Файт Харлан, смотрите что, бывает когда власть абсолютистская, и “какое” в ней может править.

Но в Вюртемберге власть не абсолютистская, потому что есть еще Совет - вторая власть в государстве -, и это не путинская “госдура”, а вполне себе оппозиция.

И здесь мы знакомимся с положительными героями картины - мудрый и справедливый советник Штурм, секретарь совета молодой красавец Фабер, он же будущий зять Штурма и дочь Штурма очаровательная Доротея (в ее роли главная звезда немецкого кино тех лет - Кристина Зёдербаум) . Все истинные арийцы, добрые, справедливые, говорящие правильные слова. Образцовые немцы, а точнее швабы (мы же в Вюртемберге). У них, как у охотничьих гончих, особый нюх на евреев. “Да вы же еврей! как вы сюда попали?!” - с негодованием восклицает Фабер в первый раз увидев Зюсса, хотя Зюсс уже был вполне гламурен, одет и пострижен по последней моде, хоть сейчас на обложку глянцевого журнала. “Никогда мои внуки не будут евреями” - шипит Штурм в ответ на сватовство Зюсса к его дочери.

Итак, главный герой - 35-летний еврей Зюсс Оппенгеймер. Богатый, как Билл Гейтс. Пронырливый, как Остап Бендер. Обаятельный, как Брэд Питт. Женщины рейха отправляли тысячи писем актеру Фердинанду Мариану, поскольку не влюбиться в его еврея Зюсса было невозможно.

Сюжет начинается с того, что герцогу, недавно заступившему на свой герцогский престол, нужно купить очередные безделушки-драгоценности. Он посылает гонца к Зюссу Оппенгеймеру, у которого, как в Греции “все есть”. Зюсс живет в какой-то еврейской дыре за городом, поскольку евреям в Штутгарте уже много лет жить нельзя.

У Зюсса и вправду полно драгоценностей, красивых и дорогих. Зюссовские цены, как говорили в советские времена, “кусаются”. Но он готов сделать скидку 75%, если герцог примет его во дворце, несмотря запрет для евреев, то есть сделает ему фальшивые документы.

Ну за такую скидку, кто ж не выпишет фальшивый пропуск, паспорт (или что там еще), и Зюсс, преобразившись в гламурного немецкого миллионера-путешественника едет к герцогу.

Дороги в Вюртемберге плохие, еще хуже чем в нынешнем Урюпинске, и карета Зюсса переворачивается. Как ехать дальше непонятно, но тут ( о Боги!) мимо проезжает красавица Доротея, она же дочь Штурма, она же невеста Фабера. Доротея подвозит Зюсса до города, выслушивая по пути его рассказы о дальних путешествиях в прекрасные страны, и его мысли о том, что для человека дом везде, где ему хорошо. Мысль на самом деле абсолютно правильная, но не в рейхе и не для патриота, как бы намекает нам Файт Харлан.

А наш герой, еврей Зюсс, тем временем кладет глаз на красотку Доротею и даже пытается галантно к ней подкатывать, но безрезультатно, ведь как мы знаем у Доротеи есть жених.

Ну а дальше Зюсс встречается с герцогом, которому, разумеется, гордость не позволяет принимать подарки от еврея и тогда Зюсс, подобно Мефистофелю просит в заклад… нет, не душу, а всего лишь Вюртемберг. Он берет в аренду все дороги герцогства, чтобы кареты там больше не переворачивались, и заодно герцог назначает его своим финансовым советником.

И здесь для бедных швабов начинается кошмар - Зюсс поднимает налоги, Зюсс плетет интриги, казнят несчастного кузнеца Богнера и рушат его дом, Зюсс рассоривает герцога с Советом, но самый большой ужас-ужас - Зюсс добивается у герцога права всем евреям жить в Штутгарте. Этого штутгартцы вынести не могут - “Евреи въезжают в город сотнями! Это, как нашествие саранчи!”

Начинается мятеж.

Тут Харлан очень тонко дает зрителю возможность сопереживать Зюссу, давая понять, что все те унижения, через которые ему приходится пройти, все те интриги, которые ему придется наплести, и наконец даже показная жестокость - все ради одного, ради высокой цели - дать евреям жить в городе, сделать из него новую Землю Обетованную.

А мятеж тем временем набирает обороты. И герцог на пару с Зюссом, а точнее под руководством Зюсса начинает ответный террор. Штурм арестован, Фабер под пытками. И спасти Фабера может только Доротея, ответив на домогательства Зюсса. После чего она заканчивает жизнь самоубийством. Утопляется в реке Неккар. Кристина Зёдрбаум даже получила в рейхе прозвище “государственная утопленница”, поскольку почти в каждом фильме она погибала в пучинах рек.

Чтобы подавить восстание герцог набирает наемную армию из Вюрцбурга. Гражданская война на пороге. Но, все решилось волею небес. Во время произнесения пламенной гневной речи герцога хватает удар, и он умирает на месте.

Далее по сюжету суд над Зюссом. Все по закону. “Мне не нужна месть, только закон” - говорит мудрый Штурм. И вот раскапывают где-то в книжных дебрях старый закон, что еврею переспавшему с христианкой полагается смертная казнь. Зюсса вешают на площади. Народ безмолвствует. Штурм зачитывает решение суда - “Всем евреям в течение трех дней покинуть город! И пусть никогда этот закон не будет нарушен ни нами, ни нашими детьми, ни нашими внуками!”. Конец.

Почему же нас, зрителей, не покидает ощущение того что фильм глубже, чем эта страшная финальная речь положительного Штурма? Возможно оттого, что стараниями режиссера и актеров нам жаль и Зюсса, и изгнанных евреев, и одновременно с этим утопленницу Доротею.

Штурм и остальные "правильные" герои фильма пытаются нас убедить, что зло исходящее от евреев мистическое, не случайно весь фильм звучат иудейские песнопения. И они, евреи, не виноваты - бог, судьба, звезды так распорядились. Не приближайтесь к евреям, иначе будет беда. И для немцев, и для евреев. Старый еврей-звездочет предупреждает Зюсса, а вместе с ним и нас - “герцоги уходят, а евреев вешают”.

Финальная сцена казни Зюсса и речь Штурма окончательно расставляют все по местам - патриархальный христианский Вюртемберг - это дремучий средневековый ад, где казнят не за воровство, и не за убийство, а за то, что “еврей переспал с христианкой”. Это зеркало, в которое Харлан предложил посмотреться нацистам, и то, что они там увидели их вполне устроило.

Ну и несколько фактов о фильме, его создателях и прототипах его героев:

- Генрих Георге, звезда немецкого кино, сыгравший герцога, погибнет в 1945-м году в советском (бывшем немецком) концлагере Заксенхаузен под Берлином

- Фердинанд Мариан, исполнитель роли Зюсса, погибнет в 1946-м, бросившись под колеса автомобиля

- самая популярная актриса рейха Кристина Зёдербаум переживёт своего мужа режиссера Файта Харлана на 38 лет и умрет в 2001 году в доме престарелых. В 1983-м выйдет книга ее воспоминаний “Ничего не бывает просто так”

- сын Харлана от второго брака (Харлан был женат три раза) Томас, тоже станет режиссером. Он будет всю жизнь публично проклинать своего отца, сочувствовать коммунистам и левой террористической организации RAF

- в массовых сценах были задействованы евреи пражского гетто (старый еврейский район Праги), те немногие, которых еще не успели отправить в Терезиен.

- фильм был показан с успехом на Венецианском фестивале, а потом его посмотрят 20 миллионов зрителей в Германии, и еще столько же за рубежом

- сегодня фильм, наряду с несколькими десятками фильмов нацистского периода, запрещен к демонстрации в Германии и других странах, за исключением специальных показов на лекциях с предисловием экспертов

- именем финансового советника Зюсса Оппенгеймера названа площадь в Штутгарте, маленькая, находящаяся на задворках, некрасивая и убогая, совсем не отражающая масштабы этой гигантской личности. Считается, что именно на ней Зюсс был повешен

- что в фильме не так с историческими фактами (как минимум):

1. Реальный Зюсс Оппенгеймер не добивался разрешения для евреев проживать в Штутгарте, и такое разрешение никогда герцогом не выдавалось. Евреи были изгнаны из города еще в 1498 году. На территории Вюртемберга им дозволялось проживать только в т.н. “имперских рыцарских деревнях”. Снова в города Вюртемберга они вернутся лишь в 1806.

2. Зюсс вовсе не был единственным “придворным евреем” при герцоге. Например еще в 1720-м году в Штутгарте проживало семь «придворных евреев», в том числе Давид Ульманн, находившийся на герцогской службе более 50 лет и внесший большой вклад.

3. Зюсс был казнен вовсе не за совокупление с христианкой. Его обвинили в государственной измене, оскорблении величия, «осушении земель», торговле офисами, грабеже государственной казны, подкупе судей, подделке монет и «осквернении протестантской религии».

- фильм Файта Харлана не имеет отношения ни к одному из многочисленных литературных произведений написанных в разное время о еврее Зюссе
Кино Третий рейх