Хроники берлинской истории

МЕТАМОРФОЗЫ УНИВЕРМАГА


Немного про архитектурную моду. А точнее про то, как она меняется. На примере берлинского универмага, который регулярно преображался, как будто бы он и не здание вовсе, а участник телепередачи "Модный приговор", переодеваемый креативными стилистами.

На одной из главных площадей Берлина - Александерплац более 100 лет назад появился огромный торговый дом миллионера Оскара Титца, который тот назвал в честь своего дядюшки, спонсора этого предприятия Германа Титца, тоже, кстати говоря, миллионера.

image

Здание красивое, по тем временам невероятно модное - стиль Модерн.  Наверху глобус, а перед зданием 7-метровая Беролина на 6-метровом постаменте в доспехах и латах символизировала Берлин. Красота!

Прошло 30 лет, и модерн, заполонив улицы и площади мировых столиц, успел надоесть. К тому же он был дорог и не по карману истощенному Первой мировой войной человечеству..  В моду вошла «новая вещественность» (Neue Sachlichkeit), которую, кстати, у нас в молодой Советской республике окрестили конструктивизмом.

Бывший адепт модерна архитектор Петер Беренс не отстает от моды и становится уже проповедником этой самой «новой вещественности». Т.е. никаких украшательств, беролин, атлантов, глобусов, плавных изгибов и кокетливых рюшечек. Новая архитектура функциональна, геометрична и сурова. И в этом новая эстетика нового мира. Эта архитектура красива гармонией простой формы и каким-то непередаваемым ощущением рывка в будущее. Американцы строят небоскребы, а немцы в это же время строят небоскребы горизонтальные. Стремление строить не в высоту, а в длину потом будет развиваться во времена Рейха - самый длинный в мире аэропорт Темпельхоф в Берлине, самый длинный в мире санаторий Прора на Балтике...

image

Беренс строит на Александрплац два новых здания-коробки, планирует еще два таких же напротив и небоскреб V-образной формы посередине. Небоскреб напротив начнут возводить перед самой войной, но потом разберут, и из этого бетона построят гигантский бункер прямо под площадью. Элегантный утонченный универмаг "Германн Титц" становится в этом ансамбле прямых углов и непересекающихся прямых старомодным фриком-пенсионером, одевшим смешные наряды времен своей юности.

image
image

Тут начинается Вторая Мировая война. Авиация союзников уничтожает берлинские улицы и площади. "Мы выбомбим Германию из войны" гневно предостерегают британские листовки, разбрасываемые из бомбардировщиков Королевских ВВС.
Универмаг Титца уцелеет. Т.е. не так что бы совсем, но вполне себе очень даже.

image

После войны мода снова меняется. Александрплац теперь главная площадь ГДР. Титц ремонтировать не стали, а на его месте (не совсем, но почти) построили новый универмаг – Центрум. По нашему ЦУМ. Про товарное изобилие этого ЦУМа, включая голубые джинсы и французские парфюмы в другой раз, а сегодня про архитектуру.

ЦУМ поженили с «новой вещественностью» Беренса, но только по форме. Новый универмаг-коробку облицевали странными алюминиевыми пластинами, выкрашенными в белый цвет. С виду стало похоже на пчелиные соты. А как же! Мода! Здание часто можно было видеть на рекламных ГДР-овских открытках.

image

И вот наступили новые времена. Мода снова поменялась. Александрплац со своими коробками вызывает у нас с вами в лучшем случае снисходительную гримасу. Нам снова подавай завитушки и финтифлюшки модерна.

image

Пчелиные соты с универмага Центрум, который после объединения Германии стал Галереей Кауфхоф, сняли и продали за большие деньги любителям артефактов. Кстати, сеть Кауфхоф много лет назад создал еще один Титц – Леонард, брат Оскара.

image

Сегодняшний look этого торгового центра вполне гармонирует с постройками Беренса, да и формы этих зданий вполне созвучны. Quadratisch! Praktisch! Gut!
Без рубрики ГДР